Описание дома в литературе

Описание дома в литературе

Жилища сказочных персонажей.

Автор: Румянцева Анастасия Михайловна, 5 класс КОУ «Междуреченская средняя общеобразовательная школа», пос. Междуречье, Тарский район, Омская область.  

Научный руководитель: Баширова Динара Булатовна, учитель начальных классов, КОУ «Междуреченская средняя общеобразовательная школа».

2012

Оглавление

1. Произведения устного народного творчества. Сказки ………………………………………………….3

2. Сказочные домики и города ………………………………………………………………………………5

3. Заключение. ………………………………………………………………………………………………….10

Список литературы …………………………………………………………………………………………….11

Приложение……………………………………………………………………………………………..12

1.Произведения устного народного творчества. Сказки

Народные песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки — это всё произведения устного творчества. В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имен мы не знаем, потому что красивые песни, увлекательные сказки, мудрые пословицы не записывались, а передавались устно от одного человека к другому, от одного поколения к другому.

Рассказывая сказку или исполняя песню, каждый рассказчик или певец что-то добавлял от себя, что-то пропускал, что-то изменял, чтобы сказка стала еще занимательнее, а песня еще красивее. Вот поэтому мы и говорим, что автор таких песен, былин, сказок, пословиц, частушек, загадок —  народ.

И в наши дни эти произведения привлекают к себе и детей и взрослых.

Произведения устного народного творчества выражают мысли народа, его чувства, его мечты и надежды. Они являются источником вдохновения для современных писателей, художников, музыкантов.

Знакомство с сокровищами народной поэзии помогает глубже узнать и полюбить нашу Родину.

В сказках разных народов встречаются общие идеи, темы, сюжеты и образы.

Один из сказочных образов – сказочный дом. Однако, он неявно присутствует в сказках, наверно поэтому многие исследователи этого вида литературного творчества уделяют ему мало внимания.

Но, на наш взгляд, именно сказочный дом является важным сказочным образом, так как с него начинаются многие сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве», «Жили-были», «Недалеко, не близко…». А также в этих сказках настоящий герой обязательно должен вернуться домой.

Поэтому предметом своего исследования мы выбрали жилища сказочных персонажей.

Гипотеза: уютные, тёплые, красивые, прочные дома принадлежат добрым и гостеприимным сказочным героям.

Объектом нашего исследования являются сказки. Это – один  из самых популярных видов эпического народного творчества. Возникнув в глубокой древности, сказка в процессе бытования теряла одни черты и принимала другие, включала в себя новые мотивы и образы. Но всегда неизменными оставались народные мечты, представления о добре,   правде,   социальной  справедливости,   воплощенные   в сказках. Здесь добро обязательно торжествует над злом, жестоко наказывается коварство, насилие и измена, обличаются людские пороки и недостатки. Это и явилось причиной того, что сказка стала любимым чтением у всех народов.

Сказки – занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях.

Принято выделять сказки о животных, волшебные и бытовые.

Первыми собирателями сказок, которые попытались сохранить не только сюжет и героев сказок, но также и стиль, в котором они были написаны, были Братья Гримм, собирающие немецкие сказки.

При всей вымышленности сюжета и фантастичности повествования сказка выражала активное отношение к жизни, утверждала торжество добра и справедливости, победу героя над всеми невзгодами. Сказочный вымысел всегда подчинен идее произведения, «морали», которые прямо обращены к действительности. Да  и сами явления реальной жизни отражались в народных сказках. «Если во всех этих преданиях,— писал Н. А. Добролюбов в статье «О степени участия народности в развитии русской литературы»,— и есть что-нибудь достойное нашего внимания, то именно те части их, в которых отразилась живая действительность». Ведь сказки населены героями, которые так же как и мы живут, радуются и печалятся, совершают подвиги, ошибаются, перевоспитываются. Они нам близки и понятны.

Вот  поэтому темой своего исследования мы выбрали сказки. Особенно нам захотелось узнать,  в каких домах  живут сказочные животные.

Цель нашей работы: показать разнообразие жилищ сказочных героев.

        Отсюда и задачи:

 — исследовать  народные и литературные (авторские) сказки;

 — найти  в них описания домов сказочных персонажей.

— изучив дополнительную литературу, получить первоначальные навыки научно-исследовательской работы, расширить свой кругозор.

        

        

2. Сказочные домики и города

        Мы начали своё исследование с того, что вспомнили и перечитали сказки, в которых есть описания различных сказочных домиков. Затем провели опрос среди одноклассников (Приложение  1). В анкетировании участвовали  28 учащихся. Мы выяснили, что самым известным жилищем сказочных персонажей является теремок (Приложение 2). Его назвали 17 человек.

        Есть несколько вариантов сказки «Теремок»:

Вот один из них: «Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Бежала мимо мышка-норушка, увидела теремок и спрашивает: «Кто-кто? В теремочке живёт? Кто-кто в невысоком живёт?». Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нём жить».

Другой  вариант: «Ехал мужик с горшками на ярмарку, потерял большой кувшин. И вот лежит в поле большой кувшин, а мимо мышка бежит. Увидела кувшин и спрашивает: «Терем-теремок! Кто в тереме живёт?» Никто не отзывается. Вот она вошла и стала жить в кувшине».

А вот ещё один вариант этой сказки: «Шёл дед лесом, а за ним бежала собака. Шёл дед, шёл, да и обронил рукавичку.  Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит: «Тут я буду жить»».

В рассказе Виталия Бианки также речь идёт о теремке. Только там поселились совсем другие животные: Дятел, Скворец, Сыч, Белка, Куница, пчёлы, Медведь.  Да и не теремок это был, а дупло большого толстого дуба. И звери там жили не вместе, а поочерёдно. Когда влез в дупло медведь: «Дуб-то пополам и расселся, а из него — считай-ка, сколько лет копилось: шерсти, да сена, да воску, да моху, да пуху, да перьев, да пыли – да пх-х-х!.. Теремка-то и не стало.»

Пятнадцать человек, из числа опрошенных, назвали избушку на курьих ножках.

В русской народной сказке «О молодильных яблочках и живой воде» Иван-царевич «наезжает на избушку на курьей ножке, об одном окошке»,  в другой сказке это «избушка на курьих ножках, без окон, без дверей, кругом себя поворачивается», чтобы в неё войти, нужно произнести слова: «Избушка, избушка, стань ко мне передом, а к лесу задом! Как мне в тебя войти, так и выйти» или «Повернись к лесу глазами, а ко мне воротами! Мне не век вековать, а одну ночь ночевать».

 В сказке Татьяны Александровой домовёнок Кузька  живёт за печкой, а у Бабы Яги целых два дома: один — для плохого настроения, а другой — для хорошего.

Вот каким видит домовёнок Кузька дом для плохого настроения: «Посреди поляны переступала с ноги на ногу избушка на курьих ножках, без окон, без трубы. У избы Бабы Яги крыша надвинута чуть не до порога. … Ну и дом! Пыль, паутина по всем углам. На печи драные подушки, одеяла – заплатка на заплатке…. «Уж я-то наведу здесь порядок!» — сказал Кузька. «Что ты, Кузя! – испугался Лешик. – Баба Яга тебя за это съест. Тут у неё Дом для плохого настроения».»

А так выглядит дом для хорошего настроения: «Посреди лужайки стоял дом. Не курная изба, не на курьих ножках. Из трубы завитушками бежит дымок. Чем-то особенным повеяло, необыкновенным. Праздником деревенским, вот чем повеяло! (…) «Сразу бы нам сюда! – сказал Лешик. – Такой дом и в зимней спячке не приснится. Это у Бабы Яги Дом для хорошего настроения. Здесь она всегда добрая». Ещё бы не быть доброй в этаком доме! Крыша из коврижек и коржиков, ставни вафельные, окна леденцовые, вместо порога – пирог».

Четырнадцать учащихся вспомнили домик Карлсона, который находится на крыше.

У  такого «странного» сказочного героя, как Карлсон, домик   обыкновенный, если не считать того, что находится он на крыше. «Малыш  не был обвязан верёвкой, и внутри у него что-то сжималось, когда он переходил от одной трубы к другой. И вдруг за одной из них он действительно увидел домик. Очень симпатичный домик с зелёными ставенками и маленьким крылечком. ( … ) К домику была прибита табличка, чтобы все знали, кто в нём живёт. Малыш прочёл:

Карлсон, который живёт на крыше.

Карлсон распахнул настежь дверь и с криком: «Добро пожаловать, дорогой Карлсон, и ты, Малыш, тоже!» — первым вбежал в дом.

— Мне нужно немедленно лечь в постель, потому что я самый тяжёло больной в мире! — воскликнул он и бросился на красный деревянный диванчик, который стоял у стены…

В домике Карлсона было очень уютно — это Малыш сразу заметил. Кроме деревянного диванчика, в комнате стоял верстак, служивший также и столом, шкаф, два стула и камин с железной решёткой и таганком. На нём Карлсон готовил пищу».

Одиннадцать ребят назвали среди известных сказочных домов Замок Снежной Королевы из сказки Ханса Кристиана Андерсена.

Он, безусловно, является самым холодным из всех снежных царств: «стены чертогов Снежной королевы намела метель, окна и двери проделали буйные ветры. Сотни огромных, освещенных северным сиянием зал тянулись одна за другой; самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро. Лед его треснул на тысячи кусков, ровных и правильных на диво. Посреди озера стоял трон Снежной королевы; на нем она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по ее мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире».

        Царство Деда Мороза тоже не забыли.

Дом у Мороза Ивановича из сказки Владимира Фёдоровича Одоевского находился в колодце, «сделан был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звёздочками; солнышко на них сияло, и всё в доме блестело, как брильянты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый». Эта сказка представляет собой литературную обработку сюжета народной сказки о Морозке.  

У братьев Гримм есть похожая сказка — «Госпожа Метелица» (её указала в своей анкете только одна ученица). В этой сказке, как и в сказке «Мороз Иванович», девушка прыгает в колодец, но не за веретеном, а за ведром, и попадает в царство Госпожи Метелицы. «Вдруг повеяло холодным ветром, и очутилась она перед небольшой избушкой. На крыше гора снега, а из ледяного окошка выглядывает старушонка. Чепчик на старушке из снега, а платок на плечах – из тонкого инея».

В итальянской народной сказке «Джачинта и котята» тоже речь идёт о подземном домике, только убранство этого дома не изо льда и снега. Это жилище похоже на обычный дом: «Вот однажды послала мачеха Джачинту хворост собирать. Девушка пошла и вдруг услышала из-под земли пение, да такое весёлое, заливистое, что пошла прямо на звуки. Глядь – в земле открылся колодец, а вниз лесенка ведёт. Спустилась девушка по лесенке и попала в дом, полный котят. Все они хлопотали по хозяйству…».

В сказах Павла Петровича Бажова можно встретить самое богатое подземное жилище. Это владения Медной горы Хозяйки: «Как комнаты большие под землёй стали, а стены у них разные. То всё зелёные, то жёлтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Однем словом, изукрашено, что и сказать нельзя… И видит Степан огромадную комнату, а в ней постеля, столы, табуреточки – всё из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок тёмно-красный под чернетью, а на ем цветки медные.».

        Называли ребята и болото, в котором живёт водяной из сказки «Летучий корабль».

        Но мало кто из ребят знает сказки иностранных писателей. У персонажей их произведений  тоже очень интересные дома.

В сказке английского писателя Отфрида Пройслера «Маленький водяной» герои живут в воде: «В старом мельничном пруду жили водяной и его жена. Всё у них в доме было как у людей, только в комнатах было полно воды: дом-то стоял на самом дне пруда».

Описание самого «сладкого» домика мы находим у братьев Гримм в сказке «Сахарный домик»: «Наконец деревья расступились, и дети очутились на круглой зелёной поляне. Посреди поляны стоял чудесный домик. Гензель и Гретель подошли поближе и просто глазам своим не поверили. Крыша домика была сделана из чистого сахара, труба из шоколада, окна из разноцветных леденцов, ступеньки из пряников, а коврик перед дверью – из мягкого бисквита.».

Также у Братьев Гримм в сказке «Белоснежка и семь гномов» есть описание самого маленького домика: «В этой хижинке все было маленькое, но такое чистенькое и красивенькое, что и сказать нельзя. Посреди хижины стоял столик с семью маленькими тарелочками, и на каждой тарелочке по ложечке, а затем семь ножичков и вилочек, и при каждом приборе по чарочке. Около стола стояли рядком семь кроваток, прикрытых белоснежным постельным бельем.»

В одной белорусской сказке герой попадает в Блинный домик.

        В сказках В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке» и Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» мы видим описания сказочных городков. В сказке В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке» нет традиционных героев, нет поэтической образности народных волшебных сказок. Автор обращается к изображению современного быта, знакомит читателя с устройством механической игрушки — музыкальной табакерки. Во сне Миша побывал в сказочном городе, населенном мальчиками-колокольчиками, узнал, как и почему звенят колокольчики, как движется валик, почему большие предметы издали кажутся такими маленькими.

Сказка опубликована в 1834 году. Об этой сказке В. Г. Белинский писал: «Она принадлежит к разряду фантастических повестей: через нее дети поймут жизнь машины, как какого-то живого, индивидуального лица».

Таким увидел герой сказки городок в табакерке: «Вот перед ними еще дверцы; они отворились, и Миша очутился на улице. Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пестренькое, черепаховое; по небу ходит золотое солнышко; поманишь его, оно с неба сойдет, вкруг руки обойдет и опять поднимается. А домики-то стальные, полированные, крытые разноцветными раковинками, и. под каждою крышкою сидит мальчик-колокольчик с золотою головкою, в серебряной юбочке, и много их, много и все мал мала меньше.»

Так же ярко и красочно описан Цветочный город в сказке Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей»: «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже   улицы   назывались   именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался   Цветочным   городом. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой, потому    что по берегам ручья росло много  огурцов.

За рекой был лес. Коротышки делали из берёзовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили; в лес за ягодами,   за грибами, за орехами.    Собирать ягоды было трудно, потому что коротышки ведь были крошечные, а за орехами и вовсе приходилось лазить на высокий куст да еще   тащить с собой пилу.   Ни один коротышка не смог бы сорвать орех руками — их надо было пилить пилой. Грибы тоже пилили пилой. Спилят гриб под самый корень, потом распилят его на части и тащат по кусочкам домой.

Коротышки были неодинаковые: одни из них называть малышами, а другие малышками».

Изумрудный город – о нём я прочитал в сказочной повести А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города», которая является переработкой сказки Фрэнка Баума «Удивительный Волшебник из Страны Оз». На самом деле город не  был изумрудным, хитрый Гудвин придумал как создать такую иллюзию с помощью зеленых очков, которые выдавались всем  при входе в город. А сегодня светодизайнеры с помощью цветного света делают то же самое. Только одевать очки уже нет необходимости.

Но самыми удивительными для нас оказались дома-планеты из сказочной повести А.С. Экзюпери «Маленький принц». Малыш прилетел на Землю с далекой планеты, «которая вся-то величиной с дом» и называется «астероид Б-612».

В своих скитаниях маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями.

Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с распространенными человеческими пороками, воплощенными в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью …

“Серьезные люди” живут в собственном, искусственно созданном мирке, отгородившись от остальных (у каждого своя планета!) и считают его истинным смыслом бытия!

И не случайно обитатели планеты Земля характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. “Земля – планета не простая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей (в том числе, конечно, и негритянских), семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев – итого около двух миллиардов взрослых”. Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир.

Глубокий смысл скрывается и в образе-символе планеты, на которую возвращается Маленький принц. Это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека и каждого сказочного жителя есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать.

3. Заключение

Итак, мы побывали в сказочных домиках, дворцах, городах, где обитают полюбившиеся нам герои. Ведь в начале своего исследования мы ставили перед собой цель: показать разнообразие сказочных жилищ. Для достижения этой цели перечитали сказки уже знакомые нам и новые, опрашивали родителей и ребят. Мы выяснили, что сказочные жители могут жить в самых разных, обыкновенных и неожиданных, местах: в доме за печкой, в теремке, в кувшине, в пруду и в колодце, на крыше и в избушке на курьих ножках, в пряничном и блинном домиках.  В своих ответах ребята называли и дома трёх поросят, и заюшкину избушку, и подводное царство русалочки, и лампу, в которой живёт джинн, и даже берлогу медведя.

В литературных сказках часто встречаются роскошные замки, описываются целые города. Некоторые из них современны, зачастую в их описании имеют место фантастические детали.

Исследовав жилища сказочных персонажей, мы пришли  к выводу, что очень уютные, красивые, прочные дома принадлежат самым добрым и гостеприимным сказочным героям.

Список используемой литературы

1. Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц. Серия «Школьная библиотека». М.: Издательство «Самовар», 2009.

1. Александрова Т.А. Домовёнок Кузька. Серия «Школьная библиотека». – М.: Издательство «Самовар», 2007.

2.Астрид Линдгрен. Малыш и Карлсон, который живёт на крыше (в переводе Л.Лунгиной). – Санкт  – Петербург: Издательство «Азбука», 2000.

3.Бажов П.П. Сказы. – Москва:  Всероссийское бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей РСФСР, 1991.

4.Большая книга сказок / Илл. И.Бодрова, В.Смирнов, В.Коркин. – М.: Махаон, 2008.

5.За горами, за лесами…: Сказки русских писателей первой половины 19 в.: Для среднего школьного возраста / Сост., авт. предисл. и коммент.  В.А.Грихин. – М.: Просвещение, 1989.

6.Литературные сказки зарубежных писателей. Библиотека мировой литературы для детей. – Москва: «Детская литература», 1982.

7.Николай Носов. Приключения Незнайки и его друзей. Роман – сказка. –Томск: Издательство» Красное знамя», 1991.

8. Пройслер Отфрид. Маленький водяной. – Тверь: Омега, 1999.

9.Родная литература. Учебник – хрестоматия для 4 класса сред. шк. В 2 ч. / Сост. М.Д.Пушкарёва и др. – М.: Просвещение, 1988.

10.Сказки народов мира. Библиотека мировой литературы для детей. – Москва: «Детская литература», 1982.

11. Чтение на лето. Переходим в третий класс. – М.: Эксмо, 2008.

12.Электронная детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010. Казань: ООО «Полиформ-Медиа», 2009.

Приложение  1

Подсчитав ответы, мы получили следующие результаты (цифрами мы обозначили количество человек, назвавших тот или иной домик):



Источник: nsportal.ru


Добавить комментарий