Лжете или лгете

Лжете или лгете

Лжеца Парадокс — один из наиболее известных логических парадоксов. В простейшем его варианте человек произносит одну фразу: «Я лгу» . Или говорит: «Высказывание, которое я сейчас произношу, является ложным» . Или: «Это высказывание ложно» . Если высказывание ложно, то говорящий сказал правду и, значит, сказанное им не является ложью. Если же высказывание не является ложным, а говорящий утверждает, что оно ложно, то его высказывание ложно. Оказывается, таким образом, что, если гово­рящий лжет, он говорит правду, и наоборот. Традиционная лаконичная формулировка парадокса гласит: если лгущий говорит, что он лжет, то он одновременно лжет и говорит правду.

В Средние века была распространенной такая формулировка Парадокса Лжеца : «Сказанное Платоном — ложно, — говорит Сократ. — То, что сказал Сократ, — истина, — говорит Платон» . Возникает вопрос: кто из них высказывает истину, а кто — ложь? Открытие Парадокса Лжеца приписывается др. -греч. философу Евбулиду (4 в. до н. э.) . Оно произвело громадное впечатление. Философ-стоик Хрисипп посвятил ему три книги. Некто Филет Косский, отчаявшись разрешить парадокс, покончил с собой. Предание говорит, что известный др. -греч. логик Диодор Кронос (ум. ок. 307 до н. э. ) уже на склоне лет дал обет не принимать пищу до тех пор, пока не найдет решение «Лжеца» , и вскоре умер, ничего не добившись. В древности «Лжец» рассматривался как хороший пример двусмысленного выражения. В Средние века «Лжеца Парадокс» был отнесен к т. н. неразрешимым предложениям и сделался объектом систематического анализа. Особым вниманием «Лжеца Парадокс» . пользуется в современной логике. Нередко он именуется «королем логических парадоксов» , ему посвящена обширная научная литература. И тем не менее, как и в случае многих др. парадоксов, остается неясным, какие именно проблемы скрываются за данным парадоксом и как следует избавляться от него. Чаще всего «Лжеца Парадокс» считается характерным примером тех трудностей, к которым ведет смешение двух языков: предметного языка, на котором говорится о лежащей вне языка действительности, и метаязыка, на котором говорят о самом предметном языке. В повседневности нет различий между этими языками: и о действительности, и о языке говорится на одном и том же языке. Если язык и метаязык разграничиваются, утверждение «Я лгу» уже не может быть сформулировано. Проблемы, связывавшиеся на протяжении веков с «Лжеца Парадоксом» , радикально менялись в зависимости от того, рассматривался ли он как пример двусмысленности, или же как выражение, внешне представляющееся осмысленным, но по своей сути бессмысленное, или же как образец смешения языка и метаязыка. И нет уверенности в том, что с этим парадоксом не окажутся связанными в будущем и др. проблемы



Source: otvet.mail.ru


Добавить комментарий