Игра по слуху на аккордеоне

Игра по слуху на аккордеоне

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РОВЕСНИК»

ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом

МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»

Протокол №_____ от______ 2017г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»

__________ Е.А.Карташова

Приказ №__________ от________2017г.

Дополнительная общеобразовательная программа

«Обучение игре на баяне (аккордеоне)

детского объединения «Музыкальная студия»

 

Программа ориентирована на детей от 7 до 15 лет

Срок реализации – 5 лет

Составитель: Маркелова Ирина Николаевна,

методист, педагог  дополнительного  образования

Евпатория

2017 год

Пояснительная записка

Музыка – одно из могучих средств воспитания. Она способна выражать глубокие мысли, чувства, переживания.

Начальное обучение игре на музыкальном инструменте – удивительно живой, творческий процесс, в ходе которого дети знакомятся с музыкой, учатся ее понимать, у них формируется эстетический вкус, дети получают первоначальные навыки игры на баяне (аккордеоне).

Обучение в музыкальной студии направлено на общее музыкальное развитие и обучение детей, формирование их эстетических вкусов на лучших образцах народной инструментальной музыки, а также произведений советских и современных композиторов.

Развитие навыков любительского музицирования сегодня является ядром всей системы общего музыкального образования, которое объединяет профессиональную работу педагога с запросами детей и их родителей, имеет практическое применение в жизни детей.

Данная дополнительная общеобразовательная программа (далее — Программа) является модифицированной, она составлена на основе типовой «Программы по обучению игре на баяне, аккордеоне для внешкольных учреждений» (Музыка. Просвещение. 1986), примерной программы для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ «Музыкальный инструмент. Баян» 2005 г., 1990 г., на основе дополнительной общеобразовательной программы «Обучение игре на баяне, аккордеоне» ГБОУ ДОД Центр творческого развития и гуманитарного образования «На Васильевском» Василеостровского района Санкт-Петербурга (2014г.), рабочей программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент. Баян» дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Обучение игре на музыкальных инструментах» МОУ ДОД «Верхнетуломская ДМШ», автор Старцева Наталья Вениаминовна, преподаватель по классу аккордеона, баяна (2013г). Программа адаптирована к условиям учреждения дополнительного образования детей. При составлении программы учтен личный опыт работы педагога. 

Направленность дополнительной общеобразовательной программы

Программа «Обучение игре на баяне, аккордеоне» учитывает все многогранные возможности данных музыкальных инструментов и основывается не только на народно-инструментальной культуре, но и предполагает освоение и классической музыки, и оригинальных произведений для баяна и аккордеона. Программа относится к программам музыкального направления, имеет художественно-эстетическую направленность и является общекультурной по уровню освоения.

Актуальность программы состоит в том, что обучаясь игре на баяне, ребенок не только развивает свои музыкальные способности, эстетический вкус и мышление. Одновременно с этим он знакомится с нашей историей, традициями, обычаями; воспринимает баян как русский национальный музыкальный инструмент. Настоящий баянист (аккордеонист) – это не только техничный музыкант, но и знаток собственной истории и народно-инструментальной культуры.

Актуальность программы заключается и в ее общедоступности. Она предусмотрена для детей с любыми музыкальными данными, которые желают научиться игре на баяне (аккордеоне). Программа предполагает последовательность и постепенность музыкального развития учащихся, с учетом их возрастных особенностей, при индивидуальном подходе к каждому из них, создание ситуации успеха, атмосферы радости и творчества. Актуальность данной программы состоит также в возможности творческого самовыражения ребенка и позитивной социализации посредством обучения навыкам исполнительского искусства. Актуальность предлагаемой программы опре­деляется еще и запросом со стороны детей и их родителей на програм­мы художественно-эстетического развития детей, реализация которых осуществляется в МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» на бесплатной основе.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее освоения у детей развиваются интеллектуальные и творческие способности. Это достигается за счет развития музыкального слуха, внимания, памяти, координации движений, развития чувства ритма, основ сценического мастерства. Кроме того, программа позволяет познакомить детей с лучшими образцами народной инструментальной музыки, оригинальными произведениями для баяна и аккордеона русских и зарубежных композиторов, а также с музыкальными произведениями мировой классики. В ходе реализации программы у детей воспитывается художественный вкус, трудолюбие, желание постигать азы мастерства.

Баян и аккордеон являются универсальными инструментами. Исполнитель ведет мелодию в правой руке и сам себе аккомпанирует, исполняя партию аккомпанемента, в левой. Так, у детей, обучающихся по классу баяна (аккордеона), развивается как мелодический, так и гармонический слух. А это очень важно в музыкальном развитии ребенка, т. к. гармонический слух не является самостоятельной способностью, поскольку его основа – ладовое чувство и музыкально–слуховые представления. Он формируется при условии достаточно развитого мелодического слуха и представляет собой дальнейшую ступень развития музыкального слуха.

В процессе занятий у учащихся развивается координация движений и двигательный аппарат, а так же слуховая и зрительная память, чувство ритма, моторика. В процессе обучения идет формирование и развитие духовных и моральных качеств. С первых шагов развивается усидчивость, способность к длительной концентрации внимания на одном занятии.

Занятия музыкой формируют такие положительные качества характера, как терпение, усидчивость, внимательность, способность мобилизоваться в стрессовой ситуации (концертные выступления).

Музицирование в ансамбле готовит ребенка к жизни в коллективе, а впоследствии и в обществе, научит слушать не только себя, но и бережно относиться к творчеству других.

Обучение ребенка технике чтения нот с листа раскрывает перед ним дальнейшие перспективы его развития. Самостоятельное музицирование является очень важным фактором самореализации личности ребенка.

В наше время, когда в потоке музыкальной информации, поступающей в сознание ребенка, превалирует эстрадное направление, приобщение ребенка к классике, народной и современной музыке будет способствовать гармоничному духовному и интеллектуальному развитию, а так же повышению его эмоционального восприятия окружающего мира.

Отличительной особенностью программы является то, что она разработана для учащихся образовательных учреждений, не преследующих цель получения в дальнейшем профессионального музыкального образования. Большая роль отводится общему музыкальному развитию, домашнему музицированию и ансамблевой игре. Работа над пьесами наполнена образными примерами. В процессе работы формируется чуткость, внимательность, отзывчивость по отношению к окружающим, чему способствует соответствующий подбор материала, включающий в содержание занятия сказки, стихи и песни (в зависимости от возраста учащегося).

Учитывая желание ребёнка скорее исполнить «настоящую музыку», на занятиях используется ансамбль, состоящий из учащегося и педагога (а в дальнейшем – двух учащихся). Ансамблевое исполнение способствует развитию метроритмического чувства и полифонического слуха.

Отличительной особенностью также является:

— набор детей осуществляется, в первую очередь, на основании их желания обучаться игре на баяне (аккордеоне), а не на наличии музыкальных способностей;

— внимание направлено на развитие интеллектуального кругозора и всего мировоззрения учащегося, не замыкаясь в рамках узкого профессионализма;

— осуществляется комплексная работа над развитием максимальной слуховой активности учащегося, его сосредоточенности, его глубокого вслушивания в исполняемое произведение;

— система занятий делает возможной максимальную индивидуализацию педагогического подхода. Теоретические знания учащийся получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным.

— минимум содержания программы обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе обучения музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков;

— построения содержания программы с учетом индивидуального развития детей;

— обогащён педагогический репертуар: представлен перечень музыкальных произведений по классам, рекомендованных для исполнения на академических концертах, а также произведения, выразительно представляющие образный мир ребенка;

— список примерных исполнительских программ дифференцирован по степени сложности, что позволяет преподавателю осуществлять подбор репертуара с учетом индивидуальных возможностей учащихся;

— предполагает творческий подход преподавателя к задаче развития индивидуальных способностей учащегося.

Цель и задачи программы:

Цель: музыкально-эстетическое образование детей, формирование их художественного вкуса, расширение музыкального кругозора, развитие творческой личности ребенка в процессе овладения знаниями и практическими навыками игры на баяне (аккордеоне)

Задачи программы:

Обучающие:

  • изучение основ музыкальной грамоты;

  • овладение практическими умениями и навыками игры на баяне (аккордеоне);

  • овладение элементарными навыками игры в ансамбле, чтения нот с листа;

— знакомство с жанровым многообразием музыки русских и зарубежных композиторов, а также народной и оригинальной музыкой для баяна (аккордеона).

Развивающие:

  • развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, чувство ритма и метра, музыкальная память) и координации;

  • развитие музыкального мышления;

  • развитие исполнительских качеств ребёнка (эмоциональный отклик на исполняемые произведения, артистизм);

  • развитие технических способностей, предполагающих овладение основными техническими приемами на материале гамм, арпеджио, этюдов;

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к музыке.

Воспитательные:

  • формирование художественного вкуса на лучших образцах народного музыкального искусства, классиков русской и зарубежной музыки;

  • воспитание интереса и любви к занятиям музыкой и музыкальному искусству;

  • воспитание уважения и любви к традициям русского народного инструментального творчества;

  • формирование личностных качеств: целеустремленность, работоспособность, самообладание, исполнительская воля, артистизм, умение продемонстрировать свои результаты;

  • воспитание положительных нравственных качеств и духовной культуры.

Условия реализации программы:

Программа предназначена для детей 7-15 летнего возраста и рассчитана на 5 лет обучения. В студию принимаются все желающие без предварительного отбора (на основании заявления родителей). Приемные экзамены будущие учащиеся не сдают. Педагог проверяет лишь их музыкальные данные: слух, ритм, музыкальную память, для того, чтобы определить наличие музыкальных способностей и уровень музыкального развития, а так же общий уровень развития индивидуальности ребенка.

Форма организации занятий: индивидуальная.

Режим занятий:

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в форме индивидуального занятия. Для учащихся 7 — 15 лет по программе обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут (один академический час). Продолжительность учебных часов в год на одного учащегося – 72 часа из расчета 36 недель.

Формы проведения учебных занятий:

— учебное занятие, урок;

— занятие в ансамбле;

— открытое занятие;

— контрольный урок;

— репетиция;

— зачет;

— академический концерт.

Методы обучения

При обучении игре на баяне (аккордеоне) широко применяются как традиционные методы, так и методы, отражающие специфику предмета, связанного с музыкально-эстетическим обучением и воспитанием детей.

Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются в основном традиционные общепедагогические методы: словесные, наглядные и практические, в основе которых лежит источник знаний: слово, наглядность, практика:

Словесные методы: Рассказ, беседа, объяснение нового материала.

Рассказом или беседой начинается, например, разговор о музыкальных и шумовых, высоких и низких звуках, о творчестве композиторов и т.д.

Объяснением сопровождается, например, беседа о меховедении, об особенностях тех или иных приёмов  звукоизвлечения.

Инструктаж необходим во время ознакомления учащихся с правилами техники безопасности, как во время аудиторных занятий, так и при выходах детей для посещения мероприятий за пределами студии.

Наглядные методы:

Личный показ педагога, демонстрация приёмов исполнения музыкальных фрагментов и произведений, а также наблюдение, демонстрация иллюстраций, видеоматериалов, работа с нотным материалом и наглядными пособиями.

Практические методы:

Методы, с помощью которых формируются необходимые исполнительские умения и навыки. Среди них ведущий метод – выполнение музыкально-тренировочных упражнений, гамм, этюдов, игра музыкальных произведений.

Кроме традиционных общепедагогических методов обучения, в ходе освоения программы обучения игре на баяне (аккордеоне) также применяются следующие методы:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);

  • метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков учащегося, работа над художественно-образной сферой произведения);

  • метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);

  • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение и объясняет учащемуся);

  • репродуктивный метод (исполнение выученного репертуара, повторение учащимся игровых приемов по образцу педагога);

  • метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом учащемуся разные пути и варианты решения);

  • частично-поисковый (учащийся участвует в поисках решения поставленной задачи);

  • метод музыкального обобщения, который нацелен на освоение детьми ключевых знаний, заключенных в содержании программы и направленных на развитие музыкального мышления;

  • метод сравнения различных музыкальных жанров и средств выразительности;

  • метод наблюдения за музыкой;

  • метод побуждения к сопереживанию;

  • метод исследования музыкального образа;

  • метод прослушивания и анализа выступлений;

  • метод оценивания своего исполнения и исполнения других учащихся;

  • метод самостоятельной работы;

  • демонстрационные (прослушивание музыки, посещение концертов).

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

Методы воспитания: личный пример, стимулирование, похвала, поощрения, замечания, убеждение, чёткие указания к самостоятельной работе.

Приёмы, используемые педагогом:

  • беседа с учащимися, устное изложение материала;

  • освоение знаний и навыков через исполнение на музыкальном инструменте;

  • анализ информации, анализ музыкального произведения, анализ выступлений;

  • обучение исполнительским навыкам посредством показа педагогом на музыкальном инструменте;

  • прослушивание музыки с использованием электронных носителей;

  • воспитательная работа – беседы, посещение концертов, фестивалей, конкурсов, участие в различных мероприятиях.

Все темы учебно-тематического плана изучаются каждый год и на каждом занятии. Отличие заключается только в уровне овладения материалом, в степени сложности усвоения музыкального репертуара, в совершенствовании художественного исполнения. Каждый следующий год обучения характеризуется более высоким уровнем усвоения всего блока знаний, умений и навыков, т.е. происходит развитие по спирали целого комплекса составляющих элементов искусства игры на баяне. В основе обучения лежит принцип «погружения», когда обучаемому сразу дается большой объем информации, который осваивается им в практической деятельности.

Процесс воспитания музыкальной культуры ребенка (культура поведения на уроке, на сцене) проходит в индивидуальном порядке на занятиях, в группе на закрытых репетициях перед выступлениями и на выступлениях. Сюда же относится мотивация учащегося к качественным самостоятельным занятиям, без которых невозможно обучение игре на любом музыкальном инструменте.

Результативность реализации программы

Контроль и учет успеваемости:

Общая система диагностики творческих способностей детей и результативности обучения складывается из трех видов: начальная диагностика, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

Начальная диагностика музыкальных способностей ребенка заключается в выполнении им заданий, предлагаемых педагогом, который проверяет музыкальные данные: слух, ритм, музыкальную память, для того, чтобы определить наличие музыкальных способностей и уровень музыкального развития, а так же общий уровень развития индивидуальности ребенка.

Промежуточная аттестация проводится ежегодно для оценки усвоения учащимся знаний, умений и навыков за конкретный год обучения.

Проверка усвоения учащимся знаний, умений и навыков и подведение итогов осуществляется в различных формах: текущий контроль в процессе индивидуальной работы; зачетное занятие; технический зачет; академический концерт; экзамен, а также выступления на различных конкурсах, концертах, прослушиваниях, открытых занятиях для педагогов и родителей.

Как правило, промежуточная аттестация проводится в мае учебного года в форме академического концерта, на котором учащийся должен продемонстрировать приобретенные в течение года знания, умения и навыки.

На академическом концерте учащийся показывает свое исполнительское мастерство. Программа академических концертов определяется педагогом из разученных ранее произведений и состоит из исполнения учащимся произведений, по уровню сложности соответствующих году обучения и с учетом его музыкальных способностей.

На академическом зачете оценивается исполнение произведения – насколько хорошо выполнены поставленные задачи: качество исполнения учащимся выученных произведений, удалось ли передать образ произведения средствами музыкальной выразительности (штрихи, динамика, темп), какие были ошибки и недоработки при исполнении, что удалось и что пока не получилось.

Оценка выражается в устной форме: педагог отмечает достижения учащегося, анализирует текущие проблемы и недоработки и даёт соответствующие рекомендации в их решении. После проведения академического концерта по результатам проведения аттестации на основании диагностики знаний, умений и навыков учащихся осуществляется перевод на следующий год обучения.

Если в силу объективных или субъективных обстоятельств учащийся не успевает усваивать запланированный репертуар, ему предлагается повторное прохождение данного года обучения.

Проверка исполнения гамм, навыков чтения с листа, подбора по слуху, ансамблевой игры осуществляется педагогом во время занятий в классе на протяжении всего периода обучения.

Итоговая аттестация или конечная диагностика заключается в сдаче учащимся выпускного экзамена после окончания всего 5 — летнего курса обучения.

В выпускном классе обучающиеся могут играть на зачётах любые произведения на усмотрение педагога; количество зачётов и сроки специально не определены (свободный режим). Главная задача 5 года обучения – представить выпускную программу на экзамене в максимально готовом виде. Учащийся может пройти в год две программы, может повторить произведение из программ предыдущих годов обучения. Перед экзаменом (май) учащиеся обыгрывают выпускную программу на зачётах, классных вечерах или концертах. Требования к выпускной программе: полифония, крупная форма (классическая или романтическая), один этюд и любая пьеса.

Ожидаемые результаты:

В результате освоения программы предполагается получить следующие результаты:

— учащиеся овладеют основными навыками и приемами игры на баяне (аккордеоне), освоят предложенный репертуар;

— будут знать основы музыкальной теории и основные средства музыкальной выразительности;

научатся работать самостоятельно, грамотно и выразительно исполнять музыкальные произведения;

— учащиеся выработают способность выступать на публике, получат опыт участия в мероприятиях;

— получат знания о народной музыкальной культуре;

— научатся быть хорошими слушателями;

— повысят уровень своей культуры, а также культуры общения и поведения.

Таким образом, результат освоения программы предполагает, что ребенок должен овладеть основными навыками игры на баяне (аккордеоне), знать основные средства музыкальной выразительности, уметь самостоятельно решать различные музыкальные и художественные задачи, а так же иметь обширные знания о музыке.

Учебно-тематический план

I год обучения

Содержание и вид работы

Количество часов

на 1 учащегося

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

1

2.

Знакомство с инструментом.

1

1

3.

Работа над посадкой, постановка исполнительского аппарата.

2

10

12

4.

Основы музыкальной грамоты.

12

12

5.

Освоение музыкально-исполнительских навыков (индивидуальные занятия на инструменте):

— работа над инструктивным материалом (упражнения, гаммы, этюды);

— работа над музыкальным произведением.

3

1

2

38

9

34

41

10

31

6.

Ансамблевое музицирование.

4

4

7.

Итоговое занятие.

1

1

Итого:

19

53

72

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

  1. Вводное занятие (1ч).

Знакомство с учащимися. Проверка музыкальных данных. Составление расписания индивидуальных занятий. Планирование работы. Основные требования к учащимся. Правила поведения на занятиях и правила по технике безопасности.

  1. Знакомство с инструментом (1 ч).

Знакомство с инструментом. История возникновения гармони, баяна, аккордеона. Устройство инструмента. Общее знакомство клавиатурой и её регистрами (высокий, средний, низкий). Образование звука. Знакомство с белыми клавишами, объяснение соответствия каждой клавиши своему звуку.

  1. Работа над посадкой, постановка исполнительского аппарата (12 ч).

Теория:

Основные правила посадки за инструментом, общее положение корпуса, ног, рук, кистей (прямая спина; опора на три точки – пятки, край стула, пальцы; свободные руки. Педагог объясняет учащемуся правила на первых занятиях и в дальнейшем постоянно контролирует их выполнение.

Постановка исполнительского аппарата. Правильное положение руки и правильная работа пальцев.

Практика:

Непосредственно работа над посадкой. Упражнения на освоение клавиатуры.

Упражнения на постановку пальцев, раскрепощение кистевого, локтевого и плечевого суставов.

  1. Основы музыкальной грамоты (12 ч).

Музыкальный звук (высота, длительность, громкость, тембр). Освоение нотной грамоты. Названия нот. Нотный стан. Скрипичный ключ. Расположение нот 1-ой октавы на нотном стане в скрипичном ключе. Понятие ритма. Длительности нот. Паузы.

Такт. Тактовая черта. Размер 2/4, 3/4, 4/4. Сильная и слабая доли такта.

Басовый ключ. Расположение нот на нотном стане в басовом ключе.

Знаки альтерации. Динамические оттенки f, p. Темп. Регистр. Лад.

Проработка с детьми различных упражнений на закрепление знаний о двухдольном, трёхдольном, четырёхдольном размерах.

Разучивание упражнений с различным ритмическим рисунком.

Упражнения, выполняемые в рабочих тетрадях.

5. Освоение музыкально-исполнительских навыков (индивидуальные занятия на инструменте) (41 ч).

Теория.

Штрихи: non legato, staccato, legatо, приёмы исполнения. Объяснение и показ педагогом правильного исполнения конкретного штриха или приёма игры.

Разбор нотного текста (ноты, аппликатура, длительности, штрихи, позже динамика).

Практика.

Освоение штрихов non legato, staccato, legato, обозначенное короткими лигами по 2-3-4 звука. Упражнения для развития пальцевой беглости, упражнения на координацию рук. Работа над формированием навыков меховедения. Работа над игровыми приёмами и упражнениями. Работа над инструктивным материалом:

Знакомство с гаммой Cdur. Разучивание гаммы Cdur правой и левой рукой в одну октаву различными длительностями.

Работа над репертуаром. Разучивание музыкальных пьес и работа над ними: 2 этюда, 8-10 разнохарактерных пьес.

6. Ансамблевое музицирование (4 ч).

Теория: понятие «ансамбль».

Практика: формирование первоначальных навыков ансамблевой игры (дуэт с педагогом).

  1. Итоговое занятие (1 ч).

Подведение итогов работы за год. Итоговое прослушивание.

Прогнозируемые результаты:

К концу первого года обучения учащийся:

  • Освоит элементы нотной грамоты в пределах программы;

  • Освоит начальные навыки исполнения несложных упражнений и пьес;

  • Освоит исполнение пьес на все основные штрихи: non legato, staccato, legato,  обозначенное короткими лигами по 2-3-4 звука;

  • Научится играть несложные произведения двумя руками (8 – 10 пьес, 2 этюда).

  • Научится играть гаммы ДО МАЖОР, СОЛЬ МАЖОР, ФА МАЖОР  в одну октаву каждой рукой.

Примерный перечень произведений для 1 года обучения:

«Василек» детская песенка

«Как под горкой, под горой» русская народная песня.

«Во саду ли, в огороде» русская народная песня

А.Филиппенко «Праздничная»

Д. Кабалевский «Маленькая полька»

«Во саду ли, в огороде» русская народная песня

А.Тихончук «Полька»

«Перепелочка» белорусская народная песня

«Шуточная»

«Я на горку шла» русская народная песня

«Во поле береза стояла» русская народная песня

В. Моцарт «Колыбельная»

А. Иванов «Полька»

«Полянка» Русский народный танец

Л. Книппер «Полюшко поле»

Колодуб «Вальс»

«Ой, лопнув обруч» украинская народная песня

«Бандура», украинская народная песня

«Янка» белорусский народный танец

Этюды:

Л.Шитте До мажор

Г. Вольфарт Ля минор

Г.Беренс До мажор

Н.Корецкий Соль мажор

К.Черни До мажор

А.Салин Ля минор

Л.Шитте Фа мажор

Ансамбли

1. «Полянка», русский народный танец.

2. «Ехал казак за Дунай» украинская народная песня.

Репертуарные сборники:

1. Баян. Подготовительная группа. /Сост. Денисов А., Угринович В.-Киев: Музична Украина,1984.

2. Баян. 1 класс. /Сост. Алексеев И.Д.,Корецкий Н.И.-Переизд.-М.:Кифара,2003.

3. Баян 1-3 классы ДМШ. Пьесы, этюды, ансамбли, народные песни /Сост.Д.Самойлов.

М.:Кифара, 2003.

4. Нотная папка баяниста. Младшие классы музыкальных школ. В.1. /Сост. Севастьянова, Л.Мартынова.-М.,2005.

  1. Судариков А. Основы начального обучения игре на баяне. – М., 1978.

  2. Хрестоматия баяниста: Младшие классы ДМШ/Сост. А.Крылоусов. В.1.-М.:Музыка, 2005.

  3. Этюды для баяна на разные виды техники. 1 класс. Издание 5 -Киев: Музична Украина, 1984

  4. Этюды для баяна и аккордеона: 1-2 классы ДМШ и ДШИ / Сост. Т.Лукьянова – Спб: Союз художников, 2011.- 67 с.

  5. Юному музыканту баянисту – аккордеонисту: подготовительный класс ДМШ: учебно-методическое пособие/ ред.-сост. В.В.Ушенин. – Ростов-н/Д: Феникс, 2011.- 57 с.

Примерные варианты программы, рекомендуемой для исполнения учащимися на академическом концерте:

1

1. «Перепелочка» белорусская народная песня

2. Полянка» Русский народный танец

3. Г.Беренс Этюд До мажор

2

1. «Я на горку шла» русская народная песня

2. Д. Кабалевский «Маленькая полька»

3. А.Салин Этюд Ля минор

Учебно-тематический план

2 год обучения

— работа над инструктивным материалом (упражнения, гаммы, этюды);

— работа над музыкальным произведением.

2

51

8

43

53

8

43

4.

Ансамблевое музицирование.

8

8

5.

Итоговое занятие.

2

2

Всего:

11

61

72

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 год обучения

  1. Вводное занятие (1 ч).

Составление расписания индивидуальных занятий. Планирование работы. Подбор репертуара. Правила поведения на занятиях и правила по технике безопасности. Повторение правил посадки за инструментом, требования к занятиям.

  1. Основы музыкальной грамоты (8 ч).

Запись нот второй октавы в скрипичном ключе; басовый ключ, запись нот малой октавы в басовом ключе; названия всех октав; 16-е длительности нот и пауз, пунктирный ритм; понятие лад; знаки сокращения нотного письма; тональности, введение в музыкальный синтаксис: мотив, музыкальная фраза, музыкальное предложение, цезура; музыкальная форма, исполнительские штрихи; динамические оттенки crescendo, diminuendo.

  1. Освоение музыкально-исполнительских навыков (53 ч).

Практика:

Дальнейшая работа над посадкой и постановкой рук. Работа над звуком, меховедением.

Дальнейшая работа над штрихами legato, non legato, staccato.

Работа над координацией движений правой и левой рук при игре на инструменте.

Развитие исполнительских навыков. Развитие мелкой техники. Овладение основными принципами аппликатурной дисциплины. Работа над качественной сменой направления движения меха, переходами из одной позиции в другую (подкладывание, перекладывание, перенос руки).

Работа над инструктивным материалом: Cdur, G-dur, F-dur двумя руками в 2 октавы, amoll, emoll, dmoll (гармонический и мелодический вид) правой рукой в две октавы, в зависимости от анатомических возможностей рук учащегося — короткие арпеджио, аккорды.

Работа над музыкальными произведениями: 2 этюда, 8-10 пьес различного характера.

Разучивание новых произведений. Разбор нотного текста. Работа над средствами музыкально-художественной выразительности. Развитие музыкально-образного мышления. Исполнительское дыхание. Освоение динамических оттенков за счет умения владеть мехом.

  1. Ансамблевое музицирование (8 ч).

Овладение элементарными навыками игры в ансамбле (дуэт с педагогом). Одновременное начало и окончание игры. Точное соблюдение длительности нот, слаженное и уравновешенное по звучанию исполнение. Единство темпа, согласованное соблюдение изменения силы звука. Развитие музыкально-слуховой дисциплины. Изучение 1-2 пьес в составе ансамбля.

  1. Итоговое занятие (2 ч).

Подведение итогов работы за год. Академический концерт.

Прогнозируемые результаты:

К концу второго года обучения учащийся:

  • Освоит основы музыкальной грамоты в пределах программы;

  • Научится играть разнохарактерные пьесы (исполнять по нотам), в том числе этюды, ансамбли, лёгкие обработки народных песен и танцев, а также оригинальные пьесы для баяна (8 – 10 пьес, 2 этюда);

  • Освоит исполнение штрихом legato в быстрых и кантиленных пьесах;

  • Освоит гаммы: Cdur, G-dur, F-dur двумя руками в 2 октавы, amoll, emoll, dmoll (гармонический и мелодический вид) правой рукой в две октавы, в зависимости от анатомических возможностей рук учащегося — короткие арпеджио, аккорды.

Примерный репертуар 2-го года обучения:

Сборники:

1. Альбом для детей и юношества. Пьесы для баяна и аккордеона.Часть1./Сост. В.Ушаков, С.Ставицкая. — Спб., 2003.

2. Баян. 2 класс. Издание 13. — Киев: Музична Украина, 1987.

3. Баян 1-3 классы ДМШ. Пьесы, этюды, ансамбли, народные песни /Сост.Д.Самойлов.-М.:Кифара, 2003

4. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 кл. вып.64./ Сост. Ф.Бушуев,-М: Советский композитор, 1991.

5. Баян в музыкальной школе. Пьесы дл 1-3 кл. вып. 58, сост. Ю.Бушуев, -М: Советский композитор,1988.

6. Малиновский Л. Девичий хоровод. Пьесы и обработки народных мелодий для баяна (аккордеона).- Барановичи, 2006.

7. Народные мелодии для баяна (аккордеона) – С.-П.: Советский композитор, 1998.

8. Полифонические пьесы для баяна.1-3 классы ДМШ.-М.: Кифара, 1997.

9. Самойлов Д. 15 уроков игры на баяне.-М: Кифара, 2004.

10. Смородников Ю. Этюды для баяна (аккордеона).- М., 2006.

11. Хрестоматия для баяна 1-2 классы ДМШ./Сост.Р.Гречухина, М.Лихачев.-Спб.:Композитор,2005.

12. Этюды для баяна на разные виды техники. 2 класс. Издание 4 –Киев: Музична Украина, 1981.

Пьесы:

1. Русская народная песня «Как ходил, гулял Ванюша»

2. Украинская народная песня «Ой лопнув обруч».

3.Чешская народная песня «Аннушка».

4. Русская народная песня «Как под яблонькой».

5. Р.Шуман «Марш».

6. И. С. Бах «Менуэт».

7. Т.Хренников «Колыьельная».

8. В. А. Моцарт «Полонез».

9. В. А. Моцарт «Менуэт».

10. С.Майкапар «Вальс».

11. Н. Чайкин «Вальс».

12. Русская народная песня «Ходила младешенька по борочку».

13. А.Дюбюк «Романс».

14. К.Черни «Этюд».

15. Б.Беренс «Этюд».

Ансамбли:

1.Русская народная песня «Ивушка».

2.Белорусский народный танец «Крыжачок».

Примерные варианты программы, рекомендуемой

для исполнения учащимися на академическом концерте.

1

1. Н. Чайкин «Вальс»

2. Русская народная песня «Как под яблонькой»

3. К.Черни «Этюд» До мажор

2

1. Р.Шуман «Марш».

2. Русская народная песня «Как ходил, гулял Ванюша»

3. Б.Беренс «Этюд» Соль мажор

Учебно-тематический план

3 год обучения

— работа над инструктивным материалом (упражнения, гаммы, этюды);

— работа над музыкальным произведением.

55

10

45

55

10

53

4

Ансамблевое музицирование.

8

8

5

Итоговое занятие.

2

2

Всего:

7

65

72

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 год обучения

  1. Вводное занятие (1 ч).

Составление расписания индивидуальных занятий. Планирование работы. Подбор репертуара. Правила поведения на занятиях и правила по технике безопасности.

  1. Основы музыкальной грамоты (6 ч).

Запись нот большой октавы в басовом ключе. Интервалы. Синкопы. Пунктирный ритм. Триоли. Ключевые и случайные знаки альтерации. Многоголосье. Гомофония. Полифония. Мелизмы – мордент и форшлаг.

Исполнительская терминология: moderato, andante, аdagio, largo, lento, аllegro, vivo, ritenuto, poco a poco, dolce, cantabile, a tempo, tempo I.

Расширение музыкальных впечатлений, сведений и знаний об исполняемой музыке. Элементарные понятия о выразительных средствах музыки.

  1. Освоение музыкально-исполнительских навыков (55 ч).

Изучение инструктивного материала: гаммы до 3-х знаков в ключе двумя руками, короткие и длинные арпеджио, аккорды.

Разбор этюдов с использованием разных видов техники. Работа над пальцевой техникой, приёмами исполнения более сложных технических произведений. Понятие «полифония». Работа над голосоведением, умение соединять голоса и слушать их звучание.

Работа над музыкальными произведениями: 2 этюда, 6 — 8 пьес различного характера.

Разучивание новых произведений. Разбор нотного текста. Работа над средствами музыкально-художественной выразительности. Аппликатурная дисциплина. Закрепление навыков быстрого и точного разбора нотного текста, развитие умений работать самостоятельно над музыкальным произведением. Работа над фразировкой. Формирование элементарных понятий о содержании в музыке, навыков художественного (выразительного) исполнения, умений работать над качеством звука и выразительностью исполнения. Развитие пальцевой беглости.

Чтение с листа несложных пьес.

  1. Ансамблевое музицирование (8 ч).

Игра в ансамбле. Освоение навыков ансамблевой игры. Изучение 1-2 пьес в составе ансамбля.

  1. Итоговое занятие (2 ч).

Подведение итогов работы за год. Академический концерт.

Прогнозируемые результаты:

К концу третьего года обучения учащийся:

  • Освоит основы музыкальной грамоты в пределах программы;

  • сможет исполнять разнохарактерные пьесы различной сложности: этюды, ансамбли, пьесы из педагогического репертуара, обработок народных песен и танцев;

  • освоит гаммы до 3-х знаков в ключе двумя руками в две октавы, короткие и длинные арпеджио, аккорды;

  • научится читать с листа несложные мелодии;

  • овладеет навыками ансамблевого исполнения.

Примерный репертуар 3-го года обучения:

Сборники:

  1. Баян. 3 класс. Издание 11. –Киев: Музична Украина, 1986

  2. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 кл. вып.58 /Сост. Ф.Бушуев, -М: Советский композитор, 1988.

  3. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 кл. вып.62/ Сост. Ф.Бушуев, -М: Советский композитор, 1990.

  4. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 кл. вып.64 /Сост. Ф.Бушуев, -М: Советский композитор, 1991.

  5. Баян 1-3 классы ДМШ. Пьесы, этюды, ансамбли, народные песни./ Сост. Д.Самойлов.-М.: Кифара, 2003.

  6. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 кл. вып. 48./Сост. М.Цыбулин, -М: Советский композитор, 1983.

  7. Беляев Г.А. Краски музыки: сборник пьес и песен для баяна (аккордеона): 1-3 классы ДМШ / Г.А.Беляев.-Ростов-н/Д: Феникс, 2012. -77 с.

  8. В мире танца. Вып.1: Менуэты, гавоты, контрдансы, кадрили. Переложение для аккордеона или баяна/Сост. Г. Бойцова.- М.: Музыка, 2012.

  9. Коробейников А. Альбом для детей и юношества. Пьесы для баяна и аккордеона.Часть1/Сост. В.Ушаков,

С.Ставицкая.СПб., 2003.

  1. Лондонов П. Народная музыка в обработке для баяна или аккордеона. –М.: Советский композитор, 1988.

  2. Малиновский Л. Девичий хоровод. Пьесы и обработки народных мелодий для баяна (аккордеона).- Барановичи, 2006.

  3. Нотная папка баяниста. Младшие классы музыкальной школы. Выпуск 1 / Сост. С.Севастьянова, Л.Мартынова.М., 2005.

  4. Народные мелодии для баяна (аккордеона) – С.-П.: Советский композитор, 1998.

  5. Перевезенцев Н. Ступеньки мастерства. Вып.1.-Иваново: Изд. Епишева О.В., 2013.

  6. Педагогический репертуар баяниста и аккордеониста ДМШ. 1-7 кл../ Сост. из произв.В.Ефимова, Л.Кленкова, А.Коробейникова. М., 2001.

  7. Этюды для баяна. Выпуск 16 / Сост. Л.Гаврилов. М., 1988.

  8. Этюды для баяна на разные виды техники. 3 класс. Издание 5 –Киев: Музична Украина, 1986.

  9. Интернет-ресурсы.

Этюды:

Самойлов Д. Три этюда: №1 до-мажор, №2 ре-минор, №3 до-мажор

Новожилов Этюд ре-мажор

Самойлов Д. Этюд до-мажор

Беренс Г. Этюд Cdur

Месснер Е. Этюд Cdur

Тышкевич Г. Этюд amoll

Пьесы:

Гурилёв А. «Улетала пташечка»

Грибков Ю. «Гармошечка»

Ласковый вальс

Денисов А. Песня без слов

Кравченко Б. Лирические припевки

Даргомыжский А. Романс

Блинов Ю. Немного взгрустнулось; Веселый клоун

Перевезенцев Н. «Озорница», «Полька с вариацией»,

«Взгрустнулось», «Вечереет»

Народные песни и танцы:

Грачёв В. Обработка латышск. н. п. «Волк и коза»

Коробейников А. Обработка р. н. п. «Заиграй, моя волынка»

Гуськов А. Обработка р. н. п. «Ах ты, тпрусь-ка, бычок»

Кленков Л. Обработка р. н. п. «Как у наших у ворот»

Обработка белорусской н. п. «Сел комарик на дубочек»

Б.н.п. «Савка и Гришка»

У.н.п. «Ой, варил голубь лебеду»

Полифонические произведения:

Корелли А. Сарабанда d-moll

Кригер И. Менуэт a-moll

Моцарт В. А. Менуэт F-dur

Гендель Г. Сарабанда d-moll

Моцарт.Л. Менуэт d-moll

Свиридов Г. Старинный танец. Из «Альбома для детей» a-moll

Майкапар С. Менуэт F-moll

Произведения крупной формы:

Дюбюк А. Русская песня с вариациями

Бухвостов В. Маленькая сюита в 3 частях: Частушка; Хоровод; Переборы

Шмит Ж. Сонатина A-dur. Часть I

Примерные варианты программы, рекомендуемой для исполнения учащимися на академическом концерте.

1

Денисов А. Песня без слов

Кленков Л. Обработка р. н. п. «Как у наших у ворот»

Беренс Г. Этюд Cdur

2

Моцарт.Л. Менуэт d-moll

Жилинский С. Сонатина G-dur

Тышкевич Г. Этюд amoll

Учебно-тематический план

4 год обучения

— работа над инструктивным материалом (упражнения, гаммы, этюды);

— работа над музыкальным произведением.

58

6

52

58

6

52

4.

Ансамблевое музицирование.

8

8

5.

Итоговое занятие.

2

2

Всего:

4

68

72

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 год обучения

  1. Вводное занятие (1 ч).

Составление расписания индивидуальных занятий. Планирование работы. Подбор репертуара. Правила поведения на занятиях и правила по технике безопасности.

  1. Основы музыкальной грамоты (3 ч).

Основные виды трезвучий и их обращения. Основные гармонические функции (T, S, D).

Увеличение длительности нот (фермата, лига, точка). Музыкальные интервалы.

Музыкальная форма. Двухчастная форма, простая трехчастная форма.

Особенности формы рондо, сюиты, вариаций.

Исполнительская терминология: meno mosso, piu mosso, rubato, presto allegretto, allegro, vivo, vivace.

  1. Освоение музыкально-исполнительских навыков (58 ч).

Изучение инструктивного материала: гаммы до 4-х знаков в ключе двумя руками в две октавы, короткие и длинные арпеджио, аккорды.

Работа над музыкальными произведениями: 2 этюда, 6 — 8 пьес различного характера.

Разучивание новых произведений. Разбор нотного текста. Работа над средствами музыкально-художественной выразительности. Аппликатурная дисциплина. Закрепление навыков быстрого и точного разбора нотного текста, развитие умений работать самостоятельно над музыкальным произведением.

Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Работа над фразировкой, дальнейшее формирование навыков художественного (выразительного) исполнения, умений работать над качеством звука и выразительностью исполнения. Развитие пальцевой беглости. Чтение с листа несложных пьес.

4. Ансамблевое музицирование (8 ч).

Закрепление навыков ансамблевой игры. Изучение 1-2 пьес в составе ансамбля.

5. Итоговое занятие (2 ч).

Подведение итогов работы за год. Академический концерт.

Прогнозируемые результаты:

К концу четвертого года обучения учащийся:

  • сможет самостоятельно определять задачи в работе над произведениями;

  • сумеет разучить и исполнять разнохарактерные музыкальные произведения, ансамбли, оригинальные пьесы, обработки народных песен и танцев, полифонические произведения;

  • освоит гаммы до 4-х знаков в ключе, арпеджио, аккорды;

  • сумеет читать с листа репертуар 1 класса:

  • будет знать основы сценического поведения;

  • овладеет навыками ансамблевого исполнения.

Примерный репертуар 4-го года обучения:

Сборники:

1. Баян. 4 класс.- Киев: Музична Украина, 1986

2. Баян 3-5 классы ДМШ. Пьесы, этюды, ансамбли, народные песни /Сост. Д.Самойлов – М.: Кифара, 2003.

3. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 кл. вып. 48/Сост. М.Цыбулин, -М: Советский композитор, 1983.

5. Власов В. Альбом для детей и юношества. СПб, 2001.

6. Лондонов П. Народная музыка в обработке для баяна или аккордеона. –М.: Советский композитор, 1988.

7. Малиновский Л. Девичий хоровод. Пьесы и обработки народных мелодий для баяна (аккордеона).- Барановичи, 2006.

8. Нотная папка баяниста и аккордеониста. Золотая библиотека педагогического репертуара. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.2 / Сост. В.Баканов.-М., 2006.

9. Народные мелодии для баяна (аккордеона) – С.-П.: Советский композитор, 1998.

10. Перевезенцев Н. Ступеньки мастерства. Вып.1.-Иваново: Изд. Епишева О.В., 2013.

11. Педагогический репертуар баяниста и аккордеониста ДМШ. 1-7 кл../ Сост. из произв.В.Ефимова, Л.Кленкова, А.Коробейникова.- М., 2001.

12. Русская пляска. Сборник русских народных танцев для баяна или аккордеона. / Сост.А.Салин. – М., 1963.

13. Сонатины и рондо в переложении для аккордеона. СПб, 2005.

14. Сонатины и рондо. Вып.2 / Сост.Б. Беньяминов – Л., 1999.

15. Хрестоматия баяниста 3-4 кл. /Сост. В.Грачев.- М.:Музыка,1984.

16. Этюды для баяна на разные виды техники. 4 класс.–Киев: Музична Украина, 1986.

17. Интернет-ресурсы.

Этюды:

Переселенцев В. Этюд D-dur

Кравченко И. Этюд-частушка C-dur

Лешгорн А. Этюд d-moll

Беренс Г. Этюд F-dur

Пьесы:

Керн Дж. «Дым»

Циполли Д. Жига

Бетховен Л. Контрданс

Темнов В. Веселая кадриль

Перевезенцев Н.Б. Интермеццо, Веселый ручей, Волчок, Романтический вальс

Р.н.п., обр. Шелепнева «Я на горку шла»

Р.н.п., обр. Смеркалова «Мужик пашеньку пахал»

У.н.п., обр. Коробейникова «Ой вы, горы мои»

Тышкевич Г. Обработка р. н. п. «Пойду ль я, выйду ль я»

Малиновский Л. Обработка р. н. п. «Ты пойди, моя коровушка»

Полифонические произведения

Бах И. С. Маленькая прелюдия c-moll

Коробейников А. Прелюдия

Гендель Г. Прелюдия

Произведения крупной формы

Клементи М. Сонатина C-dur, III часть

Коробейников А. Новогодняя сюита в 5 частях: Дедушка Мороз; Зайчики под ёлкой; Снегуркин вальс; На саночках; Рождественская колыбельная

Коробейников А. Сонатина G-dur

Примерные варианты программы, рекомендуемой для исполнения учащимися на академическом концерте.

1

1. Кулау «Сонатина».

2. И.С. Бах «Прелюдия».

3. М. Глинка «Мазурка».

4. К. Черни «Этюд» Соль мажор.

2

1. Хаджиев «Прелюдия».

2. Клименти «Сонатина».

3. Р.н.п., обр. Шелепнева «Я на горку шла»

4. К. Черни Этюд До мажор.

Учебно-тематический план

5 год обучения

— работа над инструктивным материалом (упражнения, гаммы, этюды);

— работа над музыкальным произведением.

58

6

52

58

6

52

4.

Ансамблевое музицирование.

9

9

5.

Итоговое занятие.

1

1

Всего:

4

68

72

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 год обучения

1. Вводное занятие (1 ч).

Составление расписания индивидуальных занятий. Планирование работы. Подбор репертуара. Правила поведения на занятиях и правила по технике безопасности.

  1. Основы музыкальной грамоты (3 ч).

Музыкальные интервалы. Основные виды септаккордов. Ритмические группы: дуоли, квартоли. Сложные размеры. Мелизмы: трель, группетто. Исполнительская терминология: Da Capo al Fine, tranquillo, leggiero, scherzando, animato, grave, maestoso, doloroso. Особенности сонатной формы.

3.Освоение музыкально-исполнительских навыков (58 ч).

Упражнения на разные виды техники. Изучение мажорных и минорных гамм до 5-ти знаков в ключе. Работа над мажорными и минорными гаммами до 5-ти знаков в ключе.

Освоение крупной техники (аккорды, октавы, скачки). Освоение различных приёмов владения мехом.

Этюды. Разучивание этюдов на разные виды техники с использованием всех навыков и опыта работы при изучении технических произведений. Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук.

Разучивание более сложных полифонических произведений. Голосоведение, анализ форм.

Изучение сонатной формы. Разбор музыкальных произведений. Работа над их исполнением.

Разучивание разнохарактерных пьес, обработок народных песен.

Определение жанра, характера, музыкальных особенностей с использованием накопленных знаний.

Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения.

4. Ансамблевое музицирование (9 ч).

Закрепление навыков ансамблевой игры. Изучение 1-2 пьес в составе ансамбля.

5. Итоговое занятие (1 ч).

Подведение итогов работы за год. Прослушивание, экзамен.

Прогнозируемые результаты:

К концу пятого года обучения учащийся:

  • Будет знать основы музыкальной грамоты;

  • овладеет знаниями, умениями и определенными навыками в разучивании и исполнении произведений разных характеров и жанров, предусмотренных музыкальным репертуаром программы;

  • сможет самостоятельно работать над произведениями различной степени сложности, оригинальными пьесами из педагогического репертуара, легкими переложениями популярной музыки: детских песен, обработок народных песен;

  • будет знать основы сценического поведения;

  • овладеет навыками ансамблевого исполнения;

  • подготовит программу к выпускному экзамену.

По окончании образовательной программы у учащегося будут развиты базовые музыкальные способности (музыкальные слух, память, чувство ритма, чувство формы и т.д.) в степени, соответствующей начальным музыкальным данным учащегося.

Результатом воспитательной деятельности является умение учащегося самостоятельно работать над музыкальным произведением и оценивать качество своей работы; умение и желание выступать на концертах; желание слушать других музыкантов, а так же умение анализировать услышанное.

Примерный репертуар 5-го года обучения:

Сборники:

1. Баян. 5 класс.- Киев: Музична Украина, 1989.

2. Баян 3-5 классы ДМШ. Пьесы, этюды, ансамбли, народные песни /Сост. Д.Самойлов – М.: Кифара, 2003.

3. Баян 5-7 классы ДМШ. Пьесы, этюды, ансамбли, народные песни /Сост. Д.Самойлов – М.: Кифара, 2003.

4. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 4-5 кл. вып. 33, /Сост. В.Нестеров, — М: Советский композитор, 1979.

5. Беляев А. Ностальгия. Концертные обработки популярных мелодий прошлых лет.- М., 1994.

6. Власов В. Альбом для детей и юношества. СПб, 2001.

  1. Коробейников А. Альбом для детей и юношества. Пьесы для баяна и аккордеона.Часть1/Сост. В.Ушаков, С.Ставицкая.-СПб., 2003.

  2. Малиновский Л. Девичий хоровод. Пьесы и обработки народных мелодий для баяна (аккордеона).- Барановичи, 2006.

9. Нотная папка баяниста и аккордеониста. Золотая библиотека педагогического репертуара. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.2 / Сост. В.Баканов.-М., 2006.

10. Народные мелодии для баяна (аккордеона) –С.-П.: Советский композитор, 1998.

11. Пьесы и обработки на фольклорной основе. Баян, аккордеон. / Сост. А. Судариков – М., 2003.

12. Педагогический репертуар баяниста детских музыкальных школ (3-5 классы). Вып.10. / Сост. В.Нестеров, А.Чиняков.-М.,1981.

13. Этюды для баяна. Вып.3 / Сост. С.Чапкий.-Киев, 1988.

14. Интернет-ресурсы.

Этюды:

Мясков К. Этюд a-moll

Ребиков В. «Этюд № 30 dmoll»

Гедике А. «Этюд № 31 emoll»

Гедике А. «Этюд № 32 с-moll»

Ребиков В. «Этюд № 33 с-moll»

Медынь Я. «Этюд №34 a-moll»

Самойлов Д. Этюд Е- dur

Пьесы:

Баканов В. Осенний вальс

Дмитриев В. Молодежный вальс

Куперен Ф. «Маленькие ветряные мельницы»

Дмитриев В. Русское интермеццо, Музыканты улыбаются, Веселые переборы,

Старая карусель

Малиновский Л. Обработка р. н. п. «Трава моя, трава»

Михайлов А. «Волжские напевы»

Мокроусов Б. — Беляев А. «Одинокая гармонь»

Коробейников А. Обработеп р.н.п. «Субботея»

Обработка рус.нар.песни «Выйду на улицу»

Полифонические произведения

Гендель Г. Чакона d-moll

Бах И.С. Фугетта

Бах И.С. Скерцо

Произведения крупной формы

Довлаш Б. Концертино

Власов В. Сюита «В гостях у сказки».

Дербенко Е. Сюита по мотивам русской народной сказки «По щучьему велению».

Дербенко Е. «Сюита в старинном стиле».

Примерный вариант программы, рекомендуемой для исполнения учащимися

на экзамене:

1

  1. Гайдн Й. Финал из сонаты Ре-мажор

  2. Денисов А. Этюд Фа-мажор

  3. Павин С. Холсточек. р.н.п.

  4. Франк Ц. Медленный танец

2

  1. Доренский А. Скерцо

  2. Завьялова Е. На горе – то калина. р.н.п.

  3. Иванов В. Этюд соль-минор

4. Бах И.С. Скерцо

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

При реализации программы используются следующие общедидактические  принципы:

  • принцип наглядности обучения предполагает показ педагогом выразительных возможностей игры на баяне (аккордеоне), использование аудио- или видеозаписей выступлений как известных исполнителей, так и самих учащихся, применение в образовательном процессе иллюстративных материалов (названия музыкальных терминов, портреты композиторов и выдающихся исполнителей, репродукции картин);

  • принцип доступности в образовательном процессе направлен на установление определенного темпа изучения учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями и возрастными особенностями учащихся;

  • принцип ассоциативности применяется на занятиях с каждым учащимся для повышения уровня понимания музыкального материала, особенностей постановки исполнительского аппарата, выразительности динамических оттенков и штрихов, для более точной передачи содержания музыкального произведения;

  • принцип последовательности и систематичности основывается на изложении учебного материала с позиции «от простого к сложному», а также на регулярности учебных занятий, подкрепленных выполнением домашних заданий;

  • принципа сознательности и творческой активности состоит в сочетании различных педагогических приемов, способствующих развитию интереса к овладению знаниями, выработке самостоятельного подхода к изучаемому материалу;

  • принцип прочности и действенности результатов музыкального образования выражается в уровне сформированных исполнительских навыков и степени эмоционального отношения в исполнении.

Формы организации занятий:

Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие-урок, наряду с которым используются такие формы, как концерты для родителей, детей, педагогов, конкурсные выступления на уровне студии, Центра. Во время проведения занятия педагог использует индивидуальную форму работы.

На занятиях приобретаются основные исполнительские навыки: постановка корпуса и рук, свобода и пластичность рук, координация движений, меховедение и приемы звукоизвлечения. Осваивается метроритмическое содержание, закладываются навыки чтения нотного текста. Учащийся знакомится с разнообразными произведениями различных жанров. Большинство из них тщательно прорабатываются, доводятся до уровня публичных выступлений на концертах.

Важным условием для овладения игрой на баяне (аккордеоне) является правильное систематическое выполнение домашних заданий. Педагог разъясняет, как распределить свободное время, составить расписание для занятий, на что необходимо обратить внимание. Работа над уже выученным произведением, осмысление его образного содержания происходит через показ педагога, использование художественных иллюстраций, образов литературных героев. Слушая игру педагога, учащийся старается запомнить динамические градации, штрихи, обращает внимание на звучание произведения в целом. Преодолеть трудности в исполнении помогает индивидуальный подход, учитывающий возрастные особенности и физические данные учащегося. С начинающими учащимися используются игровые формы работы.

Формирование репертуара

Для успешной работы и выполнения программы педагогом составляется индивидуальный план на каждого учащегося, в котором указывается репертуар на каждое полугодие конкретного года обучения, составляется также календарный план, план воспитательной работы и план работы с родителями.

Педагог находит оптимальный вариант индивидуального плана работы учащегося на основе строгого соблюдения дидактического принципа, детального изучения программных требований соответствующего года обучения, с учетом индивидуальных способностей учащегося.

Для расширения музыкального кругозора в индивидуальный план учащегося включаются произведения, предназначенные для ознакомления, при этом допускается различная степень завершенности работы над ними.

Подбор репертуара для учащегося имеет большое значение.

Педагог выбирает высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывает особенности характера и способности учащегося. Весь репертуар подбирается так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился учащемуся, и он играл его с удовольствием. В воспитании музыкально-эстетического вкуса учащихся качество художественного репертуара играет решающую роль. Репертуар должен включать разнообразные по содержанию, форме, стилю и фактуре музыкальные произведения композиторов-классиков, современных и зарубежных композиторов, обработки песен и танцев народов мира, а также оригинальные сочинения для баяна. В репертуар учащихся можно также включать массовые детские песни, песни Великой Отечественной войны, народные и современные песни и танцы. Такой репертуар позволит учащимся сразу же включиться в музыкально-просветительскую работу, будет способствовать повышению общественной значимости обучения и вместе с тем позволит активизировать учебный процесс.

В работе над произведениями педагог добивается различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития учащегося.

В работе над сольным репертуаром формируются эффективные игровые приемы и техника игры на инструменте. Понятие »техническая работа» включает точность и экономичность движений, удобство, легкость игры и многие другие методические тонкости, выработанные различными исполнительскими школами. Отсюда – пристальное внимание педагога к посадке учащегося, положению рук, их движением, работе пальцев.

Для развития навыков творческой, грамотной работы учащихся программой предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии его творческих способностей.

В данной программе указан примерный уровень сложности репертуара, программа предлагает вариативность обучения, для каждого учащегося репертуар составляется индивидуально.

На 1 году обучения дети только знакомятся с инструментом, осваивают нотную грамоту, получают навыки меховедения, координации рук, основные приёмы звукоизвлечения, поэтому репертуар составляется из простых пьес сначала правой рукой, затем, во 2-ом полугодии — двумя руками вместе. Первыми произведениями в репертуаре ребёнка становятся народные детские попевки и песенки, помогающие настроить его слух на осмысленное восприятие мелодической интонации («Василек», «Как под горкой, под горой», «Барашечки»).

В период дальнейшего обучения (2 — 5 годы обучения), выбирая репертуар, педагог ищет доступные для восприятия произведения с выпуклой образностью, лаконичной и чёткой формой, с предельно конкретными выразительными средствами музыкального языка. Репертуар составляется из народных песен и танцев, из оригинальных произведений для баяна или аккордеона советских и современных композиторов. Для каждого учащегося в зависимости от способностей возможны разные варианты изучаемого репертуара и зачетных программ.

С каждым последующим годом обучения постепенно возрастает степень сложности исполняемых произведений. Темп развития каждого учащегося индивидуален. Скорость усложнения репертуара напрямую зависит от индивидуальных особенностей учащегося. Примерный уровень сложности репертуара приведён после учебно-тематического плана и содержания программы каждого года обучения.

Ведущим фактором в выборе репертуара является эмоциональный отклик учащегося на звучание конкретного произведения, его осознанное желание добиваться в процессе работы качества исполнения.

Однако подбор репертуара зависит не только от желания учащегося, но и от его способностей и психофизиологических возможностей.

Формы работы с учащимися на занятии:

1. Устный отчет о подготовке домашнего задания: чего было труднее добиться, какими способами устранялись встретившиеся трудности, каков был режим занятий и т.д.

2. Самостоятельный анализ своего исполнения на уроке: следует указать на допущенные ошибки и наметить способы их устранения, оценить свою игру, проанализировать исполнение своего товарища, обратив особое внимание на те произведения, которые ученик сам играл прежде и хорошо изучил.

3. Самостоятельный устный и практический разбор на инструменте нового задания в классе под наблюдением педагога.

4. Словесная характеристика замысла или настроения произведения и анализ средств музыкальной выразительности, использованных композиторов.

5. Определение особенностей произведения: его характеристика (песенный, танцевальный, маршевый и т.д.), лад, размер, форма (границы фраз). Определение динамических оттенков, повторяющихся элементов фактуры.

Особое внимание уделяется одному из самых важных периодов обучения музыке – его начальному этапу. При необходимости увеличивается «донотный» период в обучении (введение записи нот и чтение их уже посте того, как ребенок играет и поет ряд песенок, показанных ему педагогом).

Занятия по анализу музыкальных произведений целесообразно начинать с песенного материала, так как связь слова и мелодии способствует более яркому образному восприятию художественного содержания, заостряет внимание ученика на музыкальном языке как средстве выражения эмоционального состояния и музыкального содержания, интенсивно развивает его художественное мышление и вкус.

Навыки звукоизвлечения и меховедения учащиеся осваивают и совершенствуют под руководством педагога на протяжении всего периода обучения, работая над динамикой, штрихами, фразировкой и различными характерными приемами. Учитывая слабую, еще не развитую координацию движения и двигательную память детей, нельзя злоупотреблять быстрыми темпами и преувеличенной динамикой, что может привести к зажатию рук и станет серьезным препятствием на пути технического и музыкального развития учащегося.

В течение всего периода обучения педагог уделяет внимание вопросам постановки, посадки, положения инструмента и рук во время исполнения.

Учитывая, что занятия на баяне требуют от учащегося физической силы и выносливости, педагог должен вовремя заметить признаки усталости ребенка и сделать небольшой перерыв, или изменить характер деятельности учащегося. Во время перерыва необходимо поставить инструмент и сделать физические упражнения на расслабление мышц или немного походить по классу.

Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой — посещением выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.

Материально-техническое обеспечение программы.

1. Материально-технические условия:

Для успешной реализации данной программы необходимы следующие материально-технические условия:

  • учебное помещение (класс, кабинет), соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям по площади и уровню освещения, температурному режиму;

  • музыкальные инструменты – баяны разных размеров по возрасту учащихся;

  • пюпитры для нот;

  • стулья различной высоты, соответствующие росту учащихся;

  • подставки для ног и на сидения, если не хватает разновысоких стульев;

  • аудио- и видеоаппаратура.

2. Дидактический материал:

  • методическая и специальная литература;

  • репертуарные сборники, нотные сборники;

  • таблицы музыкальных терминов;

  • видеозаписи, аудиозаписи.

3. Методические условия:

В соответствии с музыкальным репертуаром, предлагаемым для реализации данной программы, используются различные виды методической продукции:

— памятки, методические рекомендации;

— разработки игр;

— карточки с заданиями;

— нотный материал;

— музыкальные словари.

В работе используется наглядный материал:

— дидактические плакаты (тематические): «Ноты первой октавы в скрипичном ключе и ноты малой октавы в басовом ключе», плакат «Основные длительности нот и пауз», плакат «Знаки в тональностях» и другие.

— дидактические пособия, карточки;

— сборники музыкального материала (пьесы, этюды, упражнения и произведения для баяна или аккордеона), индивидуальные для каждого учащегося;

— материал для практических заданий по теории музыки (нотные тетради, карандаши, учебные пособия);

— эстетическая наглядность для оформления кабинета и показательных мероприятий.

На каждом занятии учащийся пользуется рабочей тетрадью, нотными изданиями, дневником.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учащихся:

1. Барабошкина А.,Боголюбова Н. Музыкальная грамота для детей. -Л.:Музыка, 1985.

2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов: Книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение,1985 – 223 с., ил.

3. Говорушко П. Школа игры на баяне. — Л.: Музыка,1970.

4. Герольд К. Музыкальная грамота. Справочник для начинающих музыкантов. –ПИТЕР, 2015.

5. Жакович В.В. Музыкальная грамота для самых маленьких в сказках, стихах и картинках. Учебное пособие для ДМШ.-Феникс, 2015.

6. Кончаловская Н. Музыкальная азбука. — Музична Украина, 1984.

7. Мирек А. …И звучит гармоника.-М., 1979.

8. Мирек А. Из истории аккордеона и баяна. — М., 1967.

9. Онегин А. Школа игры на баяне.-М., 1981.

10. Хочу быть баянистом: учебное пособие для начинающих./ Сост. П.Сиротюк.-М., 1994.

Литература для педагога:

1. Агафонов О., Лондонов П., Соловьев Ю. Самоучитель игры на баяне. М.,1982.

2. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта.-М: Гуманит.издат. центр ВЛАДОС, 2005.

3. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой.-М., 1975.

4. Альбом для детей и юношества. Пьесы для баяна и аккордеона.Часть1./Сост. В.Ушаков, С.Ставицкая. — Спб., 2003.

5. Баян. Подготовительная группа. /Сост. Денисов А., Угринович В.-Киев: Музична Украина,1984.

6. Баян. 1 класс. /Сост. Алексеев И.Д.,Корецкий Н.И.-Переизд.-М.:Кифара,2003.

7. Баян. 2 класс. Издание 13. — Киев: Музична Украина, 1987.

8. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 кл. вып.64./ Сост. Ф.Бушуев,-М: Советский композитор, 1991.

9. Баян в музыкальной школе. Пьесы дл 1-3 кл. вып. 58, сост. Ю.Бушуев, -М: Советский композитор,1988.

10. Баян 1-3 классы ДМШ. Пьесы, этюды, ансамбли, народные песни /Сост.Д.Самойлов.-М.:Кифара, 2003.

11. Баян. 3 класс. Издание 11. –Киев: Музична Украина, 1986

12. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 кл. вып.62/ Сост. Ф.Бушуев, -М: Советский композитор, 1990.

13. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 кл. вып. 48./Сост. М.Цыбулин, -М: Советский композитор, 1983.

14. Баян. 4 класс.- Киев: Музична Украина, 1986

15. Баян 3-5 классы ДМШ. Пьесы, этюды, ансамбли, народные песни /Сост. Д.Самойлов – М.: Кифара, 2003.

16. Баян. 5 класс.- Киев: Музична Украина, 1989.

17. Баян 5-7 классы ДМШ. Пьесы, этюды, ансамбли, народные песни /Сост. Д.Самойлов – М.: Кифара, 2003.

18. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 4-5 кл. вып. 33, /Сост. В.Нестеров, — М: Советский композитор, 1979.

19. Баранов А.Б. «Развитие артистизма у детей» — Дополнительное образование, 2003.

20. Беляев Г.А. Краски музыки: сборник пьес и песен для баяна (аккордеона): 1-3 классы ДМШ / Г.А.Беляев.-Ростов-н/Д: Феникс, 2012. -77 с.

21. Беляев А. Ностальгия. Концертные обработки популярных мелодий прошлых лет.- М., 1994.

22. Баян и баянисты. – М.,1970.

23. Баян и баянисты. Вып.3. – М.,1977.

24. Баян и баянисты. Вып.5. – М.,1979.

25. Варфоломос А. Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов. Выпуск 1. -Л.:Музыка, 2012.

26. Вахромеев Элементарная теория музыки.-М.,1975.

27. В мире танца. Вып.1: Менуэты, гавоты, контрдансы, кадрили. Переложение для аккордеона или баяна/Сост. Г. Бойцова.- М.: Музыка, 2012.

28. Власов В. Альбом для детей и юношества. СПб, 2001.

29. Дмитриев В. Эстрадные композиции и обработки для аккордеона или баяна. Вып.1 – С.-П.: Композитор, 2002.

30. Коробейников А. Альбом для детей и юношества. Пьесы для баяна и аккордеона.Часть1/Сост. В.Ушаков, С.Ставицкая. -СПб., 2003.

31. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке?-М.,1989.

32. Лондонов П. Народная музыка в обработке для баяна или аккордеона. –М.: Советский композитор, 1988.

33. Малиновский Л. Девичий хоровод. Пьесы и обработки народных мелодий для баяна (аккордеона).- Барановичи, 2006.

34. Мирек А. Школа игры на аккордеоне.

35. Малых В. К. Вопросы звукоизвлечения в классе баяна/аккордеона: методические рекомендации / В. К. Малых. — Сыктывкар, 2010.- 26 с.

36. Нотная папка баяниста. Младшие классы музыкальных школ. В.1. /Сост. С.Севастьянова, Л.Мартынова.-М.,2005.

37. Нотная папка баяниста и аккордеониста. Золотая библиотека педагогического репертуара. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.2 / Сост. В.Баканов.-М., 2006.

38. Народные мелодии для баяна (аккордеона) – С.-П.: Советский композитор, 1998.

39. Новые произведения российских композиторов юным баянистам-аккордеонистам: 1-2 класс ДМШ: учебно-методическое пособие / ред.-сост. В.Ушенин.- Ростов-н/Д: Феникс, 2010.- 77 с.

40. Обертюкин М. Расчлененность музыки и смена направления движения меха. //Баян и баянисты. вып. 4, -М: Советский композитор, 1978.

41. Перевезенцев Н. Ступеньки мастерства. Вып.1.-Иваново: Изд. Епишева О.В., 2013.

42. Педагогический репертуар баяниста и аккордеониста ДМШ. 1-7 кл../ Сост. из произв.В.Ефимова, Л.Кленкова, А.Коробейникова.- М., 2001.

43. Педагогический репертуар баяниста детских музыкальных школ (3-5 классы). Вып.10. / Сост. В.Нестеров, А.Чиняков.-М.,1981.

44. Полифонические пьесы для баяна.1-3 классы ДМШ.-М.: Кифара, 1997.

45. Пьесы и обработки на фольклорной основе. Баян, аккордеон. / Сост. А. Судариков – М., 2003.

46. Пособие для руководителей ансамблей баянистов. / Сост. С Рубинштейн. -М.,1970.

47. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов.

48. Русская пляска. Сборник русских народных танцев для баяна или аккордеона. / Сост.А.Салин. – М., 1963.

49. Сонатины и рондо в переложении для аккордеона. -СПб, 2005.

50. Сонатины и рондо. Вып.2 / Сост.Б. Беньяминов – Л., 1999.

51. Самойлов Д. 15 уроков игры на баяне.-М: Кифара, 2004.

52. Смородников Ю. Этюды для баяна (аккордеона).- М., 2006.

53. Судариков А. Основы начального обучения игре на баяне. – М., 1978.

54. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте.- М., 1985.

55. Хрестоматия баяниста: Младшие классы ДМШ/Сост. А.Крылоусов. В.1.-М.:Музыка, 2005.

56. Хрестоматия для баяна 1-2 классы ДМШ./Сост.Р.Гречухина, М.Лихачев.-Спб.:Композитор,2005.

57. Хрестоматия баяниста 3-4 кл. /Сост. В.Грачев.- М.:Музыка,1984.

58. Хрестоматия баяниста для детских музыкальных школ (5 класс)./ Сост. В.Нестеров, А.Чиняков. — М., 1982.

59. Этюды для баяна на разные виды техники. 1 класс. Издание 5 -Киев: Музична Украина, 1984

60. Этюды для баяна на разные виды техники. 2 класс. Издание 4 –Киев: Музична Украина, 1981.

61. Этюды для баяна и аккордеона: 1-2 классы ДМШ и ДШИ / Сост. Т.Лукьянова – Спб: Союз художников, 2011.- 67 с.

62. Этюды для баяна. Выпуск 16 / Сост. Л.Гаврилов. М., 1988.

63. Этюды для баяна на разные виды техники. 3 класс. Издание 5 –Киев: Музична Украина, 1986.

64. Этюды для баяна на разные виды техники. 4 класс.–Киев: Музична Украина, 1986.

65. Этюды для баяна. Вып.3 / Сост. С.Чапкий.-Киев, 1988.

  1. Юному музыканту баянисту – аккордеонисту: первый класс ДМШ: учебно-методическое пособие/ ред.-сост. В.В.Ушенин. – Ростов-н/Д: Феникс, 2010.- 73 с.

67. Юному музыканту баянисту – аккордеонисту: подготовительный класс ДМШ: учебно-методическое пособие/ ред.-сост. В.В.Ушенин. – Ростов-н/Д: Феникс, 2011.- 57 с.



Источник: infourok.ru


Добавить комментарий